
Один из самых ярких студентов Московского областного музыкального колледжа им. Прокофьева, победитель различных профессиональных конкурсов международного уровня, неизменный участник самых громких проектов колледжа, стабильно собирающих полные залы, участник коллектива «Прокофьев-бэнд» и солист Ступинской филармонии, Марк Салазанов честно признаётся, что не считает себя творческим человеком. В свои 20 лет он хорошо знает, чего хочет, много работает и относится к успехам и неудачам с практической точки зрения: «У меня есть цель, к которой я иду, но всегда держу в голове запасной вариант».
С 5 до 7 лет он занимался в театральной студии «Браво» в Королёве, и амплуа было выбрано уже тогда: он играл князя Гвидона. В 7 лет, когда сдавал экзамены в музыкальную школу, вместо песни «Солнечный круг, небо вокруг», которую он готовил с мамой, исполнил Гимн России. Причём, поступил он в класс кларнета, по примеру старшего брата, и все годы учёбы в музыкальной школе, которую окончил с отличием, пел в хоре. Кларнету, на котором он играет с 7-летнего возраста, Марк изменил в 16 лет, когда вдруг стало очевидно, что есть голос, который можно и нужно развивать. И тогда он серьёзно занялся вокалом, что, впрочем, не помешало ему после 9-го класса сделать выбор в пользу кларнета и поступить в военно-музыкальное училище. Там он отучился 3 дня! Точнее – отмаршировал. И, уже бритый, вернулся в родную школу, куда его, отличника с красным дипломом, охотно взяли обратно. Впереди были два года учёбы в школе, уроки вокала и желание поступить в музыкальное училище, чтобы научиться петь профессионально.
– Твой путь в музыке начался с игры на кларнете. Почему именно этот инструмент?
– Это был выбор родителей, мой старший брат тоже окончил школу по классу кларнета. Родители всячески старались развивать нас, поэтому лично я помимо занятий музыкой ещё 13 лет играл в баскетбол. Вынужден был закончить из-за травмы, и сейчас играю так, для себя. А вот кларнет до сих присутствует в моей жизни: учусь в колледже сразу на двух отделениях. Хотя, конечно, всё складывалось непросто – были периоды, когда хотелось бросить и музыку, и спорт, но родители не позволили, и я им за это очень признателен.
– На своём пути каждый из нас встречает человека, который играет решающую роль в выборе дальнейшего профессионального пути…
– Таким важным человеком для меня стал преподаватель по вокалу Владислава Владимировна Соловьёва (художественный руководитель Центрального дома культуры железнодорожников), у которой я занимался в студии «Цветы России» во Дворце культуры им. М. И. Калинина в Королёве. Что такое эстрада, мюзикл, актёрское мастерство, я узнал именно от неё. Она открыла для меня этот мир и вселила уверенность в том, что я смогу добиться успеха на этом поприще. Кстати, именно она посоветовала пройти прослушивание у Эдуарда Борисовича Страхова (заслуженный артист РФ, преподаватель эстрадного вокала в Московском областном музыкальном колледже им. Прокофьева). Я последовал её совету и, придя к нему на прослушивание, получил такой заряд энергии, что уже не сомневался: я буду учиться на эстрадном отделении и именно у этого мастера. Тем более что я к тому времени уже видел постановки колледжа с участием студентов-эстрадников, и у меня было представление, во что предстоит окунуться. Такая перспектива меня очень вдохновляла.
– Какова роль педагога в твоей личной профессиональной истории?
– С Эдуардом Борисовичем очень интересно работать, потому что он, с одной стороны, очень лёгкий, а с другой – очень требовательный. Он верит в тебя, но задаёт высокую планку и спрашивает по полной. Но самое главное – всегда тебя поддерживает. Он вообще такой – клановый, свою семью учеников в обиду не даёт.
– По его приглашению ты уже на первом курсе стал выступать в составе Ступинской филармонии?
– Да, как и мой однокурсник Кирилл Штарк. Помню, когда Эдуард Борисович нам об этом сказал, мы подумали, что шутит. А когда поняли, что всерьёз, испытали настоящий шок. Сейчас у нас с Кириллом по 5-6 концертов в месяц, и это колоссальная школа, особенно если мы работаем с симфоническим оркестром под руководством заслуженного артиста Московской области, художественного руководителя и дирижёра «Ступинской филармонии» Дмитрия Тарасова. Проживать такой опыт ещё в процессе обучения – большая ответственность и большой бонус для таких молодых исполнителей, как мы. Ну, и, наверное, знак того, что мы не зря выбрали этот путь и движемся в правильном направлении.
– Каково это – выходить на одну сцену со своим педагогом?
– Это большой профессиональный азарт. И, конечно, незаменимый опыт. Но страха никогда нет: именно благодаря его колоссальной поддержке и веры в нас. Это дорогого стоит.
– Почему, в отличие от своих однокурсников, ты почти не поёшь песни зарубежных исполнителей?
– Просто мне намного ближе русские тексты, в которых изначально заложено более близкое нам понимание любви, красоты, добра. Это как своеобразный внутренний генокод, который ты считываешь на ментальном уровне.
– Что или кто наиболее сильно повлиял на тебя в плане восприятия музыки в целом и исполнительского искусства в частности?
– Однажды во время репетиции очередного концерта режиссёр-постановщик Центрального дома культуры железнодорожников Максим Аксёнов сказал, что именно песня помогает «достучаться» до сердца человека, когда все слова уже произнесены, а самое главное осталось невысказанным. Когда слова бессильны, наступает время песни – чудодейственного сочетания музыки и стихов, которое неизменно «бьёт» в цель. Такое определение меня потрясло и заставило по-новому взглянуть на то, чем занимаюсь. Я стал иначе воспринимать современных музыкантов, по-новому взглянув на наследие советской эстрады, где уровень музыкальной культуры несравненно выше.
– В твоём репертуаре много песен советской эпохи, и тебя часто сравнивают с исполнителями того периода. Как ты к этому относишься?
– Как к большому авансу. Мне это очень льстит, не скрою, хотя, конечно, хочется создать свой образ на сцене. Но это долгая кропотливая работа, и она меня не пугает. Мне интересно пробовать себя в разных ипостасях. Вот недавно в рамках проекта «Ступинской филармонии» «Русские рок-хиты с симфоническим оркестром» попробовал себя в жанре рок-исполнителя – было и азартно, и волнительно. Теперь хочется расширить свой репертуар в этом направлении.
– А как ты чувствовал себя в жанровых рамках мюзикла в недавней постановке колледжа «Ничего не бойся, я с тобой»?
– Было очень интересно, как режиссёр-постановщик Николай Анатольевич Токарев распределил партии. Он дал возможность главным исполнителям выступить в совершенно несвойственных им амплуа, пытаясь таким образом расширить наши возможности. Это был любопытный опыт, когда ты ломаешь собственные стереотипы и открываешь в себе новые грани. Когда такой эксперимент «выстреливает», находит отклик у зрителей, это непередаваемое ощущение. Наши показы прошли, как вы знаете, при полных залах.
– В вашем колледже кипит бурная концертная жизнь: большое количество разных тематических концертов, которые дают студенты и педагоги самых разных отделений. Тебе, как одному из самых активных участников этих концертов, тяжело совмещать учёбу и выступления?
– Эти выступления и есть огромная и неотъемлемая участь учёбы, своеобразный экзамен, который мы сдаём каждый раз педагогам и зрителю. Каждым своим выступлением мы демонстрируем, чему научились. Концерты, в которых мы выступаем, очень разные и по жанру, и по форме, и это даёт возможность проявить себя с разных сторон.
– Впереди большой праздник – 9 мая. У тебя, как у артиста, начинается горячая пора…
– Да, со «Ступинской филармонией» мы активно выступаем с 5 по 9 мая, а потом я отправляюсь на неделю в гастрольный тур по Сибири с новым проектом, который организует Фонд содействия развитию и поддержке культуры, спорта и просвещения «Эра». Сотрудничаю с ними уже не в первый раз, ездил дважды в составе их концертной бригады в Курскую область, неоднократно выступал на сцене Центрального дома культуры железнодорожников. И вот – новый проект «На разных языках звучит Победа». Это концертно-театральная программа, созданная на основе писем с фронта. Со сцены прозвучат строки из писем на русском, татарском, башкирском, осетинском, белорусском, украинском, молдавском, эстонском языках… Все они – о любви к родным, о фронтовой дружбе, о борьбе с общим врагом, о Родине и о Победе. В рамках программы мы будем исполнять такие песни, как «Поклонимся великим тем годам», «Путь-дорожка», «Дорога на Берлин», «Белый аист летит» и «Смуглянка». В планах – гастролировать с этой программой по всей стране в течение всего юбилейного года Великой Победы.
– Знаю, что и в вашем колледже пройдёт большой праздничный марафон к 80-летию Победы.
– 17 мая состоится концерт духового оркестра, где прозвучат любимые всеми произведения военных лет. А 24 мая наш Симфонический оркестр исполнит «Ленинградскую симфонию» Дмитрия Шостаковича. Мы ждём наших зрителей.
интервью подготовила Мария Суханова