Это было душевно и пронзительно. Светло и строго. Ровно так, как писал об этом Константин Симонов в своей трилогии под общим названием «Так называемая личная жизнь». Под таким же названием в театре Российской Армии на Малой сцене состоялась премьера спектакля, который поставлен в преддверии 80-летия Великой Победы.

Большинству из нас эта повесть знакома по киноленте Алексея Германа «Двадцать дней без войны», где главные роли исполнили Юрий Никулин и Людмила Гурченко. Поэтому, что скрывать, как и многие пришедшие на этот спектакль опасалась сравнений. Но их не случилось. Режиссёр Мария Федосова сумела так незаметно заворожить зрителей, что с первых минут забываешь, что смотришь хорошо знакомый сюжет, финал которого тебе известен. Главному герою – военкору Лопатину (Андрей Кайков) достаётся 20 дней долгожданного отпуска. Но ехать с фронта домой он не хочет: жена ушла к другому, дочка уехала к бабушке в эвакуацию в Омск, и, собственно, его никто не ждёт. Тогда Лопатин решает отправиться в Ташкент, где на местной киностудии начались съёмки фильма по его нашумевшему очерку. Он ехал туда без особого желания, ещё не зная, что эта поездка изменит всю его жизнь, поскольку именно здесь он встретит свою новую любовь по имени Ника (Мария Белоненко).

Этот спектакль – о войне, о людях на войне, хотя в нём нет ни одного выстрела, и действие происходит в глубоком тылу. Но эхо страшных событий как будто нависает из-за спин героев, лежит на их плечах, оставляет отпечаток на лицах. Спектакль весь состоит из разрозненных эпизодов, которые, как мозаика, складываются, объединяясь общим смыслом. И ты замечаешь самые мелкие детали, придаёшь значение каждой мизансцене, и тебя буквально ранят неприкрытые человеческие эмоции людей, которых травмировала война. При этом они сумели не растерять в себе человеческое – вопреки существующему мнению о том, что на войне трудно остаться человеком.

Наталья Скуратова, фото: Яна Булаш