Вот и закончился 42-й карантинный ММКФ. Конечно, ввиду понятных обстоятельств, прошёл он не так широко, как предыдущие фестивали. Перенесено было и время проведения Московского международного кинофестиваля: вместо привычных весны или начала лета, открытие 42-го ММКФ состоялось первого октября. Но, несмотря на многочисленные препоны, и этот раунд кинофестиваля не обошёлся без своих интересных моментов. В этот раз основная конкурсная программа изобиловала маститыми режиссёрами и отечественным кино, что определённо пошло на пользу фестивалю.
Из классиков на 42-м кинофестивале были представлены фильмы южнокорейского режиссёра Ким Кидука, Ирины Евтеевой и Валерия Тодоровского. Кинокартина «Растворяться» Ким Кидука поначалу выглядела основным претендентом на победу в конкурсной программе фестиваля, но в фильме мы не увидели привычного нам Ким Кидука. В его стиле (возможно в виде эксперимента) появилось что-то новое, гротескность и грубоватый реализм вытеснили привычную нам самобытность. Ирина Евтеева и Валерий Тодоровский, напротив, порадовали зрителей кинофестиваля своими картинами. «Мелодия струнного дерева» Евтеевой по своей художественной силе получилась уникальной, а фильм Валерия Тодоровского «Гипноз» приятно удивил своей целостностью и необычным сценарным решением.
В общей сложности за главный приз кинофестиваля боролись 13 кинокартин: «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, «Растворяться» Ким Кидука, «Дочь рыбака» Исмаила Сафарали, «В тени» Эрдема Тепегёза, «Предвыборная кампания» Мариан Крисан, «Как сыр в масле» Гура Бентвича, «Судьба» Жанны Исабаевой, «Хильда» Риши Пэлэма, «Бесплодная невеста» Джадаба Маханты, «Гипноз» Валерия Тодоровского, «Мелодия струнного дерева» Ирины Евтеевой, «Распоряжение» Лазаро Рамоса и «На дальних рубежах» Максима Дашкина.
«Золотой Георгий» достался исторической драме «Блокадный дневник» Андрея Зайцева. Причём с жюри оказались солидарны и зрители кинофестиваля, и приз зрительских симпатий отправился туда же. Фильм рассказывает про первую, самую тяжёлую блокадную зиму Ленинграда, в которую от голода умерло больше всего людей. Февраль 1942 года, лютые морозы под минус тридцать градусов, молодая женщина Ольга идёт пешком через весь город к своему отцу. Она только что похоронила мужа и уверена, что скоро тоже умрёт от голода, а также хочет в последний раз увидеть своего папу, проститься с ним и попросить у него прощения. Кинолента основана на воспоминаниях поэта Ольги Бертгольц, которую называли «ленинградской Мадонной» и её повести «Дневные звёзды», а также на многочисленных воспоминаниях блокадников, в том числе, писателя Даниила Гранина. Все ситуации и персонажи реальны, они были на самом деле и не являются художественным вымыслом. Тема Второй мировой войны – самая животрепещущая и очень сложная. Она по сей день остаётся неимоверно актуальной ведь души людей всегда созвучны таким историям. В кинокартине «Блокадный дневник» эта тема была развёрнута достаточно правдиво. Фильм получился патриотическим, народным. В этой связи хотелось бы задаться логичным вопросом.
А был ли шанс у других кинокартин на победу в подобных условиях? Мне представляется, что его попросту не было. Антон Зайцев выбрал беспроигрышную тему для фильма, таким образом снискав благосклонность жюри и зрителей и напомнив нам о нашей победе.
Специальный приз жюри получила турецкая социальная драма «В тени». Фильм рассказывает о недалёком и не светлом будущем. Главный герой работает на угольной шахте, управляемой неизвестными хозяевами, за возможность купить могилу для матери. Заит живёт в постоянном страхе потерять работу, но однажды решается на бунт. Режиссёр кинокартины Эрдем Тепегёз уже становился лауреатом Московского кинофестиваля – его полнометражный дебют «Частица» был удостоен главного приза в 2013 году.
«Серебряного Георгия» за лучшую режиссуру получил британский режиссёр Риши Пэлэм за кинокартину «Хильда». Фильм повествует о трудном взрослении девушки-подростка, которая чтобы как-то справится с семейными проблемами и прочими сложностями в своей жизни, начинает танцевать. Картина также получила приз жюри Международной федерации прессы FIPRESCI. За лучшую женскую роль была награждена исполнительница главной роли в «Хильда» Меган Первис.
Приз «За лучшую мужскую роль» получил израильтянин Гур Бентвич, сыгравший в собственном фильме «Как сыр в масле» кинорежиссёра-невротика, который в канун премьеры своего нового творения проходит через ряд комических передряг.
Любой кинофестиваль сродни модному показу. Модный показ призван продемонстрировать все новые тенденции мировой моды, а кинофестиваль – все новые направления в режиссуре, раскрыть современные веяния в кинематографе. И вот с этой точки зрения 42-й Московский международный кинофестиваль можно считать удавшимся, потому что именно в этом году была представлена разнообразнейшая программа. Притом порадовали зрительский глаз не только основные конкурсные кинокартины, но и документальные ленты, и короткометражные фильмы.
текст: Ольга Михайлова.