В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения Евгения Ивановича Камзолкина – известного русского художника, автора советского символа «Серп и молот», который закрепился на флаге нашего государства вплоть до 1991 г. Через много лет подзабытая фамилия зазвучала вновь. Её возрождает, оберегает и творчески развивает внучатая племянница мастера скульптор Елена Камзолкина.

Не только серп и молот

Всемирно известный «Серп и молот» – знак союза рабочих и крестьян, созданный Евгением Камзолкиным в 1918 г., давно уже стал достоянием истории, но и сегодня он встречается в государственной символике ряда городов и стран. Например, повсюду в Китае. А краеведы из подмосковного Пушкино, где с 1910 по 1947 г. жил и работал Евгений Камзолкин, горят идеей сделать свой город туристическим, и чтобы одной из достопримечательностей, наряду с Акуловой горой Маяковского или фабрикой Армандов был знак «Серп и молот».

Мало того. Есть замысел о визуальной привязке истории художника к Пушкино. Воплотить эту связь поколений в металле готова его внучатая племянница Елена Камзолкина, художник и скульптор.

«Создан эскиз к памятнику. Я сделала его по фотографии, где Евгений Иванович изображен на пленэре. Попыталась отразить внутреннее состояние мастера, когда он сидит, чуть отстранившись назад, и всматривается в свою картину, ведёт с ней своего рода диалог, что очень символично», – рассказала Елена Камзолкина.

Для уличной скульптуры рассчитаны все параметры, отмечает автор. А поставить её можно в привокзальном сквере, допустим. Однако обращения в местную администрацию положительного отклика не получили. Где-то ухватились бы обеими руками за столь уникальную работу, предоставив молодому художнику – потомку известного человека! – возможность увековечить память Мастера, а город украсить ещё одной композицией, соответствующей его историко-культурному имиджу. Но не в Пушкино. Имя Камзолкина сохраняется лишь в музейных фондах да запасниках нашей общей памяти.

Между тем, городу от Камзолкина перешло около 200 художественных работ из полутора тысяч, созданных им за все годы. Часть их экспонировалась в зале краеведческого музея, пока музей был открыт, а сейчас он готовится к реконструкции, и самые ценные экспонаты вывезены в областное фондохранилище в музее «Новый Иерусалим».

Время художника не проходит

Несколько картин Евгения Камзолкина представлено в разделе «Прошлое» выставки «Время художника», которая проходит в старинном доме, принадлежавшем в конце XIX века купцу Струкову.

Евгений Иванович Камзолкин был родом из столичной купеческой семьи, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ученик Константина Коровина и Валентина Серова, он создавал монументальные картины на библейские темы, писал декорации для московских театров, оформлял спектакли. Легендарный «Серп и молот» нарисовал, будучи главным художником театра в Замоскворечье. Кроме того, Евгений Иванович занимался фотографией, получил в 1907 г. почётный диплом с выставки из Италии. Усовершенствовал фотоаппарат, сам смастерил стеноп, чтобы делать красивые стереоскопические снимки.

Камзолкин участвовал в выставках «Московского салона», был членом Общества любителей сценического искусства, Русского фотографического общества и Союза советских художников Москвы…

Художественные работы мастера находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, музея имени А. А. Бахрушина, музея-усадьбы Мураново имени Ф. И. Тютчева. А полнее всего фонд – в Пушкино. Сестра художника Вера Ивановна передала краеведческому музею книги, архивы брата, письма, дневники, предметы быта. По собственным чертежам он делал мебель и обставлял ею свой деревянный дом в Пушкино. Писал стихи… Интересная деталь – по работам Камзолкина можно собрать коллекцию автографов. Они, вспоминают родственники, были у него в разный период разные, причём для масляных картин могла быть одна подпись, для гуаши и акварели – другие.

Но вернёмся на Дачу Струковых, на выставку, гидом по которой стала Елена Камзолкина, чьи работы висят рядом с картинами её знаменитого родственника. Это две копии по мотивам голландских мастеров и два авторских натюрморта, они написаны также в голландской манере, а персонажи что ни на есть пушкинские – дачные кошки.

«С детства я жила в окружении произведений искусства, а дедушкины картины казались мне эталоном русского искусства. Рисовала. Мечтала продолжить это занятие. Но больше всего тяготела к скульптуре…» – делится Елена.

Талант – дело семейное

Выпускница МГАХИ имени В. И. Сурикова, факультета монументальной скульптуры, Елена создала бронзовый бюст Е. И. Камзолкина. Немало её работ разошлось по частным коллекциям, а некоторые встречаем на улицах Москвы. Например, у Главного здания МГУ в Ботаническом саду стоят бронзовые скульптуры «Садовница» и «Девочка с козами». Тут, как в случае с дачными кошками, при создании эскиза позировал наш, пушкинский козлёнок, с него и была слеплена форма.

Одно время Елена увлекалась композициями из металлолома. Необычную лошадь, корову и хрюшку можно увидеть на экоферме «Птичник» в Пушкино – на одной природной площадке с настоящими домашними животными. «Варила» конструкции Елена сама, при помощи сварочного аппарата, как положено, в маске, с электродами, с нуля и до самой макушки, причём в натуральную величину. Кстати сказать, по выжженной подписи на вымени коровы я потом её и нашла. «Не родня ли, – думаю, – эта Камзолкина нашему художнику?!»

А вдохновила к такой скульптуре, как рассказала автор, беломорская свалка металлолома, которую нужно было утилизировать. На Севере Елена бывала с мамой. Ольга Владимировна Камзолкина – учёный-миколог, доктор биологических наук, профессор, преподаватель МГУ, вела там студенческую практику. Дочь – изучала побережье. Огромная свалка из железяк потрясла воображение юной художницы. Девушка ходила вокруг этой кучи и вытаскивала ржавые детали будущей скульптуры. Так появилась идея решить экологическую проблему с помощью искусства, а уже в Пушкино – первая фигура – лошадь.

После увлечения арт-объектами из металлолома Елена Камзолкина вернулась к холстам, мелкой скульптуре. Учит мастерить свою маленькую дочку. И – продолжает изучать творческое наследие Евгения Ивановича Камзолкина. Решила выпустить в этом году каталог с его картинами, сделать максимально полное собрание работ.

«Думаю, в этом плане будет попроще, чем с памятником, – считает она. – Я уже всё отфотографировала, каждую картину подписала, определила материал, размер. А текстовым сопровождением станут цитаты из дневников художника».

Эскиз будущего памятника Евгению Камзолкину выполнен пока в пластилине, затонирован и стоит под покровом его картины, будто воплощая преемственность таланта и светлых идей. Эскиз отсканируют и распечатают на 3D-принтере. А дальше дело станет, как говорится, за малым – за поддержкой тех, в чьих силах внести свою лепту в историю.

Галина Ратавнина, фото автора и из архива семьи Камзолкиных